Консультация
старшего воспитателя Ростовой А.В. для педагогов
"Проблемное обучение дошкольников"
Виды обучения дошкольников, их характеристика.
Традиционный процесс обучения
Традиционное обучение строится с опорой на память и воспроизводящую деятельность, что способствует развитию воспроизводящей стороны мышления.
Деятельность педагога:
Трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога к ребенку.
Деятельность ребенка:
Восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции.
Проблемное обучение
Проблемное обучение предполагает сотрудничество ребенка с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления».
Деятельность педагога:
Учит мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового при решении проблем.
Деятельность ребенка:
Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий.
Проблемная ситуация, ее основные компоненты:
- неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
- познавательная деятельность;
- творческие возможности и достигнутый уровень знаний.
противоречие
постановка проблемы
познавательная деятельность
гипотезы, участие в беседе, выполнение заданий, открытие нового знания (способа деятельности)
вывод
Противоречие — основное звено проблемной ситуации.
Чем ярче в проблемной ситуации выражено противоречие, тем более острую проблемность она приобретает.
Методика проведения учебных исследований,
разработанная А.И. Савенковым.
Она включает в себя этапы:
1. Выбор темы исследования. В выборе помогают специальные карточки с различными изображениями. После их рассмотрения и обсуждения под руководством воспитателя детям гораздо проще выбрать какую-либо тему.
2. Составление плана исследования. На этом этапе педагог знакомит детей с существующими способами сбора информации или методами исследования, также представленными в виде карточек.
— подумать самостоятельно.
— провести эксперимент.
— посмотреть в книгах.
— зафиксировать идеи.
— понаблюдать.
— спросить у другого человека.
3. Сбор материала. Здесь тоже понадобятся карточки, которые использовались при составлении плана исследования.
4. Фиксация материала. На этом этапе понадобятся листочки, на которых ручкой дети смогут делать заметки (несложные рисунки, буквы или специальные символы, придуманные в процессе исследования самим ребенком).
5. Обобщение полученных данных. Дети вместе с воспитателем анализируют собранную информацию, отмечая новые, интересные факты, делятся результатами проведенного исследования.
6. Сообщение или доклад. На этом этапе слушаются и обсуждаются подготовленные детьми доклады.
Для каждого ребенка необходимо сделать папку исследователя.