МАДОУ ЦРР – д/с №2 «Ромашка»


Отчет
об опытно-экспериментальной деятельности

муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения
центра развития ребенка –
детского сада № 2 «Ромашка»

по теме:
"Метод проектов как высокоэффективная форма
познавательного развития дошкольников"

 

Содержание:

1.     Отчет об опытно-экспериментальной деятельности МАДОУ.
2.     Приложение № 1:
- Мониторинг участия педагогов в работе экспериментальной площадки;
- Диагностические исследования педагогического коллектива, работающего в режиме эксперимента.
3. Приложение № 2. Консультация для педагогов «Метод проектной деятельности».
4. приложение № 3:
- Школа педагогического мастерства «Творческая игра в детском саду»;
- Школа педагогического мастерства «Игра, как инструмент воспитания личности ребенка»;
- Педагогический совет «Педагогическое творчество в условиях современного ДОУ».
5. Приложение № 4. Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.
6. Приложение № 5:
-  Функционально-целевая модель управления ЦРР;
- Структурно-функциональная модель управления ЦРР.
7. Приложение № 6:
- Педагогические проекты (таблица);
- авторский проект «Давайте жить дружно»;
- авторский проект «Малая Родина - Данков».
8. Приложение № 7. Учебно-методическое пособие «Папка исследователя» (аннотация).
9. Приложение № 8. Родительско-детский проект «Солнечное настроение».

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 2 «Ромашка»

 Юридический адрес: Липецкая область, город Данков, ул. Мичурина, д.11 корпус 1.

 Тема эксперимента: «Метод проектов как высокоэффективная форма познавательного развития дошкольников».

 Период отчета:  2009год.

 Руководитель экспериментальной площадки: заместитель заведующей по УВР Г.В. Кораблина

 Участники эксперимента: педагоги центра развития ребенка – детского сада №  2 «Ромашка».

 Цель: Создание условий для плодотворной творческо-поисковой деятельности педагогического коллектива на основе метода проектов.  

Воспитание ребенка дошкольника творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей.

 Задачи:

1.     Овладение педагогами технологией проектирования как инструмента саморазвития ребенка.
2.     Построение образовательного процесса основанного на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов.
3.     Формирование у дошкольников поискового поведения (напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности).
4.     Привитие навыков ведения элементарной исследовательской деятельности в процессе проблемного обучения.
5.     Способствовать развитию социально-личностных качеств, эмоциональной сферы каждого ребенка.

Актуальность: Как показывает практика, в последние годы увеличилось число старших дошкольников, не желающих идти в школу. Это свидетельствует о том, что у них резко снизилась мотивация к процессу приобретения знаний. В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Для ребенка характерно колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, самовыражении. Использование метода проектов эффективно решает важные задачи развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.

 Задачи методической службы:

- модернизация содержания и форм организации воспитательно-образовательного процесса на основе проектного моделирования;
- разработка актуальных проблем развития дошкольников в разных сферах и видах деятельности в соответствии с программой экспериментальной работы;
- апробация и внедрение в практику ДОУ современных программ и технологий по использованию проектного метода;
- создание и внедрение системы мониторинга качества опытно-экспериментальной деятельности;
- создание базы данных передового педагогического опыта по проектному моделированию;
- разработка информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса.

Информационно-методическое обеспечение:

- создание базы данных по передовому педагогическому опыту по теме экспериментов;
- обеспечение дифференцированным справочно-информационным обслуживанием всех педагогов, работающих в режиме эксперимента;
- создание компьютерной базы данных для информатизации деятельности экспериментальной площадки;
- внедрение инновационных технологий;
- создание видео материалов по работе экспериментальной площадки.

 Формы интерактивной методической работы в ЦРР

  • Взаимодействие педагогов:

- мастер-класс;
- методический ринг;
- работа в микрогруппах (временные творческие коллективы);
- проведение мониторинга;
- конкурсы профессионального мастерства;
- поисково-творческие задания (модификация игр, методик и тестов, сценарии занятий, семинаров; коллективные творческие дела; авторские выставки; стендовый доклад о результатах эксперимента);
- гостевой обмен опытом педагогов;
- круглый стол;
- диспуты.

  • Игровые формы проведения методических мероприятий:

- дискуссии;
- деловые и ролевые игры;
- тренинги игрового взаимодействия;
- семинары с использованием социо-игрового стиля.

  • Социологические опросы:

- анкетирование;
- экспресс-опросы;
- тестирование.

Центр развития ребенка – детский сад № 2 «Ромашка» работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск неординарных форм организации воспитательно-образовательного процесса. Практика работы доказала эффективность проектного метода в обучении и воспитании дошкольников.

         Предпосылками использования метода проектов явились:

- обновление и совершенствование развивающей среды;
- наличие медико-психофизиологической и социально-педагогической служб, работающих на междисциплинарной основе;
- использование комплексных, вариативных и парциальных программ, инновационных технологий;
- интеграция базисного и дополнительного образования, создание единого образовательного пространства;
- потребность педагогов в инновационной деятельности;
- вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс;
- многофункциональное взаимодействие с социумом.

         Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Первичная диагностика, проведенная методической службой: анкетирование, тестирование, наблюдения педагогического процесса, анализ продуктов детской деятельности позволили сделать вывод о том, что 55 % педагогов проявляют активный интерес к проектному методу (Приложение № 1).

         По результатам диагностики и для углубленного изучения инновационного метода были проведены консультации по темам:

- «Развитие творческого потенциала дошкольников  в процессе проблемного обучения»;
- «Технология проектирования в работе с дошкольниками»;
- «Организация обновленной предметно-развивающей среды в центре развития ребенка». (Приложение №2)

         Этой же проблеме были посвящены семинары-практикумы:
- «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
- «Метод проектов как инновационная педагогическая технология».

         Проектный метод организации сюжетно-ролевой игры был подробно изучен на занятиях Школы педагогического мастерства. Педагогический совет «Педагогическое творчество в условиях современного ДОУ» определил стратегические направления перспективного метода в работе с дошкольниками. (Приложение №3)

         Руководитель экспериментальной площадки Кораблина Галина Васильевна провела с педагогами мастер-класс «Проект – это игра всерьез; результаты ее значимы для детей и взрослых», где педагогам был предложен план работы по подготовке проекта . (Приложение №4)

         Метод проектов эффективно проявил себя в осуществлении кадровой политики: деятельность всех служб ЦРР строится на проектной основе, что подготовило почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности всего коллектива.

         В дошкольном учреждении разработан административно-управленческий проект «Успешное управление» в котором представлена новая функционально целевая модель управления, включающая в себя временные и постоянные функциональные группы. (Приложение №5).

         В 2009г. творческой группой ЦРР были разработаны проекты ЦРР:

- «Обучение без огорчения», результатом которого стало введение в образовательный процесс технологий развивающего обучения: ТРИЗ, мнемотехника, музейная педагогика, воспитание сказкой.
-  «Безопасность детей – наше общее дело». Реализация данного проекта дала дошкольникам возможность разобраться в многообразии жизненных ситуаций, сберегать и сохранять здоровье, правильно вести себя в экстремальных ситуациях. В рамках проекта дети участвовали в конкурсе детского творчества «Дорога глазами детей» и были награждены грамотами и подарками.
- проект «Жить Родине служить» направлен на формирование нравственно-патриотического сознания детей. Результатом проекта стало расширение экспозиции мини-музея детского сада «Родник истории»: «Экскурсия в прошлое и настоящее российской армии», коллекция российского оружия, модель сюжетно-ролевой игры «Пограничники», стенд «Фотографию эту я с войны берегу...».
- Проект «Спасибо деду за победу», посвященный самому дорогому для всех нас празднику дню Победы, дал возможность дошкольникам прикоснуться к истории родной страны. Военно-спортивная игра «Зарничка», проведенная в рамках проекта, особенно запомнилась детсадовцам.

         В настоящее время начато осуществление проекта «Быть здоровыми хотим», направленного на решение актуальной проблемы – создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении ребенком своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

         Педагоги центра развития ребенка активно включились в исследовательский процесс. Были разработаны авторские проекты: «Давайте жить дружно» (воспитатель Сазонова Марина Николаевна). В результате совместной деятельности воспитателя и детей были созданы игровые методические пособия: «Книга законов группы», «Цветок вежливости», «Экран доброты», разработан цикл занятий по социально-личностному развитию детей. Авторский проект «Малая Родина - Данков» (воспитатель Еремина Ольга Анатольевна) дал детям возможность совершить экскурс в прошлое и настоящее родного города, получить глубокие знания о достопримечательностях, знаменитых земляках, природе родного края. Воспитанники Ольги Анатольевны самостоятельно проводят экскурсии по макету города, приводя взрослых в восторг своими глубокими познаниями о малой Родине. (Приложение №6)

         Организация познавательной деятельности детей по методу проектов доставляет ребенку огромную радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.

         Обучение своих воспитанников мы организуем в контексте практической и игровой деятельности в процессе решения ими проблемных задач. Причем педагоги не предлагают детям варианты их решения, т.е. уходят от традиционного и привычного действия по заданному образцу.

Ребенку гораздо интереснее мыслить, чем запоминать, поэтому на занятиях, в повседневной жизни воспитатели чаще всего обращаются к детям с заданиями: подумать, догадаться, что-то усовершенствовать, спроектировать, например, игровую площадку для детского сада, необычную цветочную клумбу. Найденное в процессе мышления решение становится прочным знанием для ребенка, нежели информация, которую ему предложили запомнить. В ходе реализации проектов ребята оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваясь с затруднениями, преодолевают их посредством применения новых знаний, способов деятельности, которые нужно найти самостоятельно, чтобы достигнуть поставленной практической цели. Результаты своих маленьких опытов-экспериментов дети заносят в виде кодированной информации в специальные «папки исследователей», которые имеются во всех старших группах. (Приложение №7)

         Естественное включение семьи в проектную деятельность детей является удачно находкой всего педагогического коллектива. Ярким примером интеграционного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, социума – явились проекты: «Окна родного дома», «Азбука солнечного настроения», «Герб семьи», « Дружная семейка». (Приложение №8)  

Работа по методу проектов интересна тем, что диапазон знаний детей оказывается чрезвычайно широким, и он постоянно возрастает, так как дошкольники начинают добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства.

Проектный метод дал возможность педагогам ЦРР успешно реализовывать общеобразовательную программу МАДОУ.

 

Приложение № 1

 Мониторинг участия педагогов
в работе экспериментальной площадки

         Исследование проведено заместителем заведующей по учебно-воспитательной работе МАДОУ ЦРР высшей квалификационной категории Кораблиной Г.В. и старшим воспитателем МАДОУ ЦРР высшей квалификационной категории Ростовой А.В.

 № п\п

 Показатели

Январь 2011

Декабрь  2011

Кол-во педагогов

% от общего кол-ва педагогов

Кол-во педагогов

% от общего кол-ва педагогов

1

Разработали и внедрили собственные авторские проекты

2

5,9

4

11,8

2

Внедрили проекты других педагогов

-

-

4

11,8

3

Участвовали в работе микрогрупп по разработке проектов ДОУ

8

23,6

14

41,2

4

Внедрили проекты ДОУ

 

9

 

26,5

17

50

5

Внедряют инновационные педагогические технологии

4

11,8

12

35,3

6

Участвуют в работе экспериментальной площадки ДОУ

23

67,6

30

88,2

         Вывод: данные исследований показали, что педагоги умело применяют на практике знания о методе проектного моделирования и активно участвуют в разработке авторских и реализации апробированных ранее проектов.

       Диагностические исследования педагогического коллектива, работающего в режиме эксперимента (в %)

Автор: Прохорова Л.Н.

Исследование проведено педагогом-психологом высшей квалификационной категории МАДОУ ЦРР Алтынниковой И.В., старшим воспитателем высшей квалификационной категории МАДОУ ЦРР Ростовой А.В.

Показатели

Январь 2009г

Декабрь 2011г

Выводы

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Психологический климат

-

31

69

-

20

80

Психологический климат благоприятный. Произошло улучшение психологической атмосферы

Информационная культура

3

69

28

-

50

50

Вырос объем теоретических знаний по теме проектного моделирования, возрос творческий потенциал педагогов, независимость мышления.

Профессиональность, мобильность, динамичность, гибкость

3

56

41

2

38

60

Быстро адаптируются, готовы к новому виду профессиональной деятельности, умеют работать в микрогруппах.

Удовлетворенность  своей профессией

 

8

42

50

-

31

69

В целом удовлетворенность трудом повысилась

Способность к самообучению и саморазвитию

12

51

37

3

22

75

Педагоги приобрели необходимые знания из различных источников, умело применяют их на практике для разрешения возникающих проблем. Реализовывают себя полностью в личностном и профессиональном плане.

 

Мониторинг участия педагогов
в работе экспериментальной площадки

№ п\п

Показатели

Учебный год

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Кол-во педагогов

% от общего кол-ва педагогов

Кол-во педагогов

% от общего кол-ва педагогов

Кол-во педагогов

% от общего кол-ва педагогов

1

Разработали и внедрили собственные авторские проекты

2

5,9

4

11,8

8

24

2

Внедрили проекты других педагогов

 

-

-

4

11,8

20

58

3

Участвовали в работе микрогрупп по разработке проектов ДОУ

8

23,6

14

41,2

26

67

4

Внедрили проекты ДОУ

 

9

 

26,5

17

50

30

92

5

Внедряют инновационные педагогические технологии

4

11,8

12

35,3

25

79

6

Участвуют в работе экспериментальной площадки ДОУ

23

67,6

30

88,2

32

91

 

Приложение № 2 

 Консультация для педагогов

Тема: «Метод проектной деятельности».
Дата проведения:
20.01.2009 г.
Цель:
Ознакомление педагогов с технологией проектного моделирования.

ПЛАН

1 часть. Теоретическая.

 Выступление заместителя заведующей по учебно-воспитательной работе Кораблиной Галины Васильевны «Метод проектной деятельности».

2 часть. Презентация дидактических пособий и методических материалов по теме.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной деятельности особенно эффективно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

Игровые:
—«Игра-путешествие в подводное царство»;
—сюжетно-ролевая игра «Театр»;
— игра «Строим город будущего»;
—«Путешествие в древний мир»;
—«Строим сказочный снежный городок».

Творческие:
—осенний (весенний, зимний) вернисаж; —музыкальная сказка (по выбору);
—настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям);
—«Веселая ярмарка»;
—создание фильмотеки рисованных диафильмов;
—фестиваль искусств «Весенняя капель».

Познавательные:
—журнал «Почемучка»;
—«Путешествие в Царство Математики»;
—КВН;
—конкурс «Моя родословная»;
—музей народной культуры;
—«Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц).

По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

1) постановка цели;
1) поиск формы реализации проекта;
2)     разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематикипроекта;
3)     организация развивающей, познавательной, предметной среды;
4)     определение направлений поисковой и практической деятельности;
5)     организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
6)     работа над частями проекта, коррекция;
7)     коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.

Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги — энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке необходимо систематизировать и поставить игры на экологическую тему. В «красном углу» групповой комнаты рекомендуется организовать «фитобар», а на коробочках с фиточаем наклеить изображение данного растения. «Официанты», подавая чай, будут рассказывать о его целебных свойствах, побуждая детей узнавать новые рецепты.

На стене групповой комнаты или в приемной можно повесить плакаты экологического содержания (выполненные детьми).

Содержание сюжетно-ролевых игр тоже будет носить экологический характер:
—«Путешествие в подводное царство»;
—«Путешествие на Луну»;
—«Гомеопатическая аптека»;
— «Зоологический магазин»;
—«Зоопарк» и т.д.

На территории детского сада или в ближайшем сквере, парке необходимо организовать экологическую тропу, подготовить экскурсоводов (детей) и проводить путешествие по этой тропе для малышей, гостей, родителей.

К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.

Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

 

  Приложение № 4

 Примерный план работы воспитателя  по подготовке проекта

1.      Поставить цель проекта на основе изученных проблем детей.
2.      Разработать план продвижения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).
3.      Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4.      Составить план-схему проекта.
5.      Заняться сбором и накоплением материала.
6.      Включить в план-схему проекта занятия, игры и другие виды детской деятельности.
7.      Подготовить домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
8.      Организовать и провести презентацию проекта или открытое занятие.

Поэтапная работа над проектом, которая включает деятельность педагога и детей, распределяется следующим образом:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

2

3

I этап

1. Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта).
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (не жестко).

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

 

II этап

1. помогает в решении задачи.
2. помогает спланировать деятельность.
3. Организует деятельность

1. Объединение детей в рабочие группы.
2. Распределение амплуа.

III этап

1. Практическая помощь (по необходимости).
2. Направляет и контролирует осуществление проекта.

Формирование специфических знаний, умений, навыков

IV этап

1. Подготовка к презентации. Презентация

1. Продукт деятельность готовят к презентации.
2. Представляют (зрителями или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

 

Приложение № 6

Педагогические проекты  

муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения
центра развития ребенка – детского сада № 2 «Ромашка»

 Фамилия, имя, отчество педагога

 Проект

Сазонова Марина Николаевна

«Давайте жить дружно»

Ерёмина Ольга Анатольевна

«Малая Родина – Данков»

Кораблина Ольга Анатольевна

«Самостоятельная исследовательская деятельность дошкольников»

Зоткина Людмила Викторовна

«Расскажи нам рыбка, где живешь?»

Слесарева Елена Владимировна

«Витаминный калейдоскоп»

Творческая группа:
Ковешникова Татьяна Васильевна
Хлебникова Татьяна Федоровна
Кораблина Галина Вас

 

 

Наш адрес:

МАДОУ ЦРР - д/с №2 "Ромашка"

Адрес: 399850, Россия, Липецкая обл. г.Данков, ул. Мичурина, д.11/1


Телефон: 6-40-61

E-mail: dsromawka@yandex.ru