Отчет
об опытно-экспериментальной деятельности
муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения
центра развития ребенка –
детского сада № 2 «Ромашка»
по теме:
"Метод проектов как высокоэффективная форма
познавательного развития дошкольников"
Содержание:
1. Отчет об опытно-экспериментальной деятельности МАДОУ.
2. Приложение № 1:
- Мониторинг участия педагогов в работе экспериментальной площадки;
- Диагностические исследования педагогического коллектива, работающего в режиме эксперимента.
3. Приложение № 2. Консультация для педагогов «Метод проектной деятельности».
4. приложение № 3:
- Школа педагогического мастерства «Творческая игра в детском саду»;
- Школа педагогического мастерства «Игра, как инструмент воспитания личности ребенка»;
- Педагогический совет «Педагогическое творчество в условиях современного ДОУ».
5. Приложение № 4. Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.
6. Приложение № 5:
- Функционально-целевая модель управления ЦРР;
- Структурно-функциональная модель управления ЦРР.
7. Приложение № 6:
- Педагогические проекты (таблица);
- авторский проект «Давайте жить дружно»;
- авторский проект «Малая Родина - Данков».
8. Приложение № 7. Учебно-методическое пособие «Папка исследователя» (аннотация).
9. Приложение № 8. Родительско-детский проект «Солнечное настроение».
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 2 «Ромашка»
Юридический адрес: Липецкая область, город Данков, ул. Мичурина, д.11 корпус 1.
Тема эксперимента: «Метод проектов как высокоэффективная форма познавательного развития дошкольников».
Период отчета: 2009год.
Руководитель экспериментальной площадки: заместитель заведующей по УВР Г.В. Кораблина
Участники эксперимента: педагоги центра развития ребенка – детского сада № 2 «Ромашка».
Цель: Создание условий для плодотворной творческо-поисковой деятельности педагогического коллектива на основе метода проектов.
Воспитание ребенка дошкольника творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей.
Задачи:
1. Овладение педагогами технологией проектирования как инструмента саморазвития ребенка.
2. Построение образовательного процесса основанного на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов.
3. Формирование у дошкольников поискового поведения (напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности).
4. Привитие навыков ведения элементарной исследовательской деятельности в процессе проблемного обучения.
5. Способствовать развитию социально-личностных качеств, эмоциональной сферы каждого ребенка.
Актуальность: Как показывает практика, в последние годы увеличилось число старших дошкольников, не желающих идти в школу. Это свидетельствует о том, что у них резко снизилась мотивация к процессу приобретения знаний. В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Для ребенка характерно колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, самовыражении. Использование метода проектов эффективно решает важные задачи развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.
Задачи методической службы:
- модернизация содержания и форм организации воспитательно-образовательного процесса на основе проектного моделирования;
- разработка актуальных проблем развития дошкольников в разных сферах и видах деятельности в соответствии с программой экспериментальной работы;
- апробация и внедрение в практику ДОУ современных программ и технологий по использованию проектного метода;
- создание и внедрение системы мониторинга качества опытно-экспериментальной деятельности;
- создание базы данных передового педагогического опыта по проектному моделированию;
- разработка информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса.
Информационно-методическое обеспечение:
- создание базы данных по передовому педагогическому опыту по теме экспериментов;
- обеспечение дифференцированным справочно-информационным обслуживанием всех педагогов, работающих в режиме эксперимента;
- создание компьютерной базы данных для информатизации деятельности экспериментальной площадки;
- внедрение инновационных технологий;
- создание видео материалов по работе экспериментальной площадки.
Формы интерактивной методической работы в ЦРР
- Взаимодействие педагогов:
- мастер-класс;
- методический ринг;
- работа в микрогруппах (временные творческие коллективы);
- проведение мониторинга;
- конкурсы профессионального мастерства;
- поисково-творческие задания (модификация игр, методик и тестов, сценарии занятий, семинаров; коллективные творческие дела; авторские выставки; стендовый доклад о результатах эксперимента);
- гостевой обмен опытом педагогов;
- круглый стол;
- диспуты.
- Игровые формы проведения методических мероприятий:
- дискуссии;
- деловые и ролевые игры;
- тренинги игрового взаимодействия;
- семинары с использованием социо-игрового стиля.
- анкетирование;
- экспресс-опросы;
- тестирование.
Центр развития ребенка – детский сад № 2 «Ромашка» работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск неординарных форм организации воспитательно-образовательного процесса. Практика работы доказала эффективность проектного метода в обучении и воспитании дошкольников.
Предпосылками использования метода проектов явились:
- обновление и совершенствование развивающей среды;
- наличие медико-психофизиологической и социально-педагогической служб, работающих на междисциплинарной основе;
- использование комплексных, вариативных и парциальных программ, инновационных технологий;
- интеграция базисного и дополнительного образования, создание единого образовательного пространства;
- потребность педагогов в инновационной деятельности;
- вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс;
- многофункциональное взаимодействие с социумом.
Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Первичная диагностика, проведенная методической службой: анкетирование, тестирование, наблюдения педагогического процесса, анализ продуктов детской деятельности позволили сделать вывод о том, что 55 % педагогов проявляют активный интерес к проектному методу (Приложение № 1).
По результатам диагностики и для углубленного изучения инновационного метода были проведены консультации по темам:
- «Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе проблемного обучения»;
- «Технология проектирования в работе с дошкольниками»;
- «Организация обновленной предметно-развивающей среды в центре развития ребенка». (Приложение №2)
Этой же проблеме были посвящены семинары-практикумы:
- «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
- «Метод проектов как инновационная педагогическая технология».
Проектный метод организации сюжетно-ролевой игры был подробно изучен на занятиях Школы педагогического мастерства. Педагогический совет «Педагогическое творчество в условиях современного ДОУ» определил стратегические направления перспективного метода в работе с дошкольниками. (Приложение №3)
Руководитель экспериментальной площадки Кораблина Галина Васильевна провела с педагогами мастер-класс «Проект – это игра всерьез; результаты ее значимы для детей и взрослых», где педагогам был предложен план работы по подготовке проекта . (Приложение №4)
Метод проектов эффективно проявил себя в осуществлении кадровой политики: деятельность всех служб ЦРР строится на проектной основе, что подготовило почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности всего коллектива.
В дошкольном учреждении разработан административно-управленческий проект «Успешное управление» в котором представлена новая функционально целевая модель управления, включающая в себя временные и постоянные функциональные группы. (Приложение №5).
В 2009г. творческой группой ЦРР были разработаны проекты ЦРР:
- «Обучение без огорчения», результатом которого стало введение в образовательный процесс технологий развивающего обучения: ТРИЗ, мнемотехника, музейная педагогика, воспитание сказкой.
- «Безопасность детей – наше общее дело». Реализация данного проекта дала дошкольникам возможность разобраться в многообразии жизненных ситуаций, сберегать и сохранять здоровье, правильно вести себя в экстремальных ситуациях. В рамках проекта дети участвовали в конкурсе детского творчества «Дорога глазами детей» и были награждены грамотами и подарками.
- проект «Жить Родине служить» направлен на формирование нравственно-патриотического сознания детей. Результатом проекта стало расширение экспозиции мини-музея детского сада «Родник истории»: «Экскурсия в прошлое и настоящее российской армии», коллекция российского оружия, модель сюжетно-ролевой игры «Пограничники», стенд «Фотографию эту я с войны берегу...».
- Проект «Спасибо деду за победу», посвященный самому дорогому для всех нас празднику дню Победы, дал возможность дошкольникам прикоснуться к истории родной страны. Военно-спортивная игра «Зарничка», проведенная в рамках проекта, особенно запомнилась детсадовцам.
В настоящее время начато осуществление проекта «Быть здоровыми хотим», направленного на решение актуальной проблемы – создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении ребенком своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Педагоги центра развития ребенка активно включились в исследовательский процесс. Были разработаны авторские проекты: «Давайте жить дружно» (воспитатель Сазонова Марина Николаевна). В результате совместной деятельности воспитателя и детей были созданы игровые методические пособия: «Книга законов группы», «Цветок вежливости», «Экран доброты», разработан цикл занятий по социально-личностному развитию детей. Авторский проект «Малая Родина - Данков» (воспитатель Еремина Ольга Анатольевна) дал детям возможность совершить экскурс в прошлое и настоящее родного города, получить глубокие знания о достопримечательностях, знаменитых земляках, природе родного края. Воспитанники Ольги Анатольевны самостоятельно проводят экскурсии по макету города, приводя взрослых в восторг своими глубокими познаниями о малой Родине. (Приложение №6)
Организация познавательной деятельности детей по методу проектов доставляет ребенку огромную радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.
Обучение своих воспитанников мы организуем в контексте практической и игровой деятельности в процессе решения ими проблемных задач. Причем педагоги не предлагают детям варианты их решения, т.е. уходят от традиционного и привычного действия по заданному образцу.
Ребенку гораздо интереснее мыслить, чем запоминать, поэтому на занятиях, в повседневной жизни воспитатели чаще всего обращаются к детям с заданиями: подумать, догадаться, что-то усовершенствовать, спроектировать, например, игровую площадку для детского сада, необычную цветочную клумбу. Найденное в процессе мышления решение становится прочным знанием для ребенка, нежели информация, которую ему предложили запомнить. В ходе реализации проектов ребята оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваясь с затруднениями, преодолевают их посредством применения новых знаний, способов деятельности, которые нужно найти самостоятельно, чтобы достигнуть поставленной практической цели. Результаты своих маленьких опытов-экспериментов дети заносят в виде кодированной информации в специальные «папки исследователей», которые имеются во всех старших группах. (Приложение №7)
Естественное включение семьи в проектную деятельность детей является удачно находкой всего педагогического коллектива. Ярким примером интеграционного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, социума – явились проекты: «Окна родного дома», «Азбука солнечного настроения», «Герб семьи», « Дружная семейка». (Приложение №8)
Работа по методу проектов интересна тем, что диапазон знаний детей оказывается чрезвычайно широким, и он постоянно возрастает, так как дошкольники начинают добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства.
Проектный метод дал возможность педагогам ЦРР успешно реализовывать общеобразовательную программу МАДОУ.
Приложение № 1
Мониторинг участия педагогов
в работе экспериментальной площадки
Исследование проведено заместителем заведующей по учебно-воспитательной работе МАДОУ ЦРР высшей квалификационной категории Кораблиной Г.В. и старшим воспитателем МАДОУ ЦРР высшей квалификационной категории Ростовой А.В.
№ п\п | Показатели | Январь 2011 | Декабрь 2011 |
Кол-во педагогов | % от общего кол-ва педагогов | Кол-во педагогов | % от общего кол-ва педагогов |
1 | Разработали и внедрили собственные авторские проекты | 2 | 5,9 | 4 | 11,8 |
2 | Внедрили проекты других педагогов | - | - | 4 | 11,8 |
3 | Участвовали в работе микрогрупп по разработке проектов ДОУ | 8 | 23,6 | 14 | 41,2 |
4 | Внедрили проекты ДОУ | 9 | 26,5 | 17 | 50 |
5 | Внедряют инновационные педагогические технологии | 4 | 11,8 | 12 | 35,3 |
6 | Участвуют в работе экспериментальной площадки ДОУ | 23 | 67,6 | 30 | 88,2 |
Вывод: данные исследований показали, что педагоги умело применяют на практике знания о методе проектного моделирования и активно участвуют в разработке авторских и реализации апробированных ранее проектов.
Диагностические исследования педагогического коллектива, работающего в режиме эксперимента (в %)
Автор: Прохорова Л.Н.
Исследование проведено педагогом-психологом высшей квалификационной категории МАДОУ ЦРР Алтынниковой И.В., старшим воспитателем высшей квалификационной категории МАДОУ ЦРР Ростовой А.В.
Показатели | Январь 2009г | Декабрь 2011г
| Выводы |
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий |
Психологический климат | - | 31 | 69 | - | 20 | 80 | Психологический климат благоприятный. Произошло улучшение психологической атмосферы |
Информационная культура | 3 | 69 | 28 | - | 50 | 50 | Вырос объем теоретических знаний по теме проектного моделирования, возрос творческий потенциал педагогов, независимость мышления. |
Профессиональность, мобильность, динамичность, гибкость | 3 | 56 | 41 | 2 | 38 | 60 | Быстро адаптируются, готовы к новому виду профессиональной деятельности, умеют работать в микрогруппах. |
Удовлетворенность своей профессией | 8 | 42 | 50 | - | 31 | 69 | В целом удовлетворенность трудом повысилась |
Способность к самообучению и саморазвитию | 12 | 51 | 37 | 3 | 22 | 75 | Педагоги приобрели необходимые знания из различных источников, умело применяют их на практике для разрешения возникающих проблем. Реализовывают себя полностью в личностном и профессиональном плане. |
Мониторинг участия педагогов
в работе экспериментальной площадки
№ п\п | Показатели | Учебный год |
2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 |
Кол-во педагогов | % от общего кол-ва педагогов | Кол-во педагогов | % от общего кол-ва педагогов | Кол-во педагогов | % от общего кол-ва педагогов |
1 | Разработали и внедрили собственные авторские проекты | 2 | 5,9 | 4 | 11,8 | 8 | 24 |
2 | Внедрили проекты других педагогов | - | - | 4 | 11,8 | 20 | 58 |
3 | Участвовали в работе микрогрупп по разработке проектов ДОУ | 8 | 23,6 | 14 | 41,2 | 26 | 67 |
4 | Внедрили проекты ДОУ | 9 | 26,5 | 17 | 50 | 30 | 92 |
5 | Внедряют инновационные педагогические технологии | 4 | 11,8 | 12 | 35,3 | 25 | 79 |
6 | Участвуют в работе экспериментальной площадки ДОУ | 23 | 67,6 | 30 | 88,2 | 32 | 91 |
Приложение № 2
Консультация для педагогов
Тема: «Метод проектной деятельности».
Дата проведения: 20.01.2009 г.
Цель: Ознакомление педагогов с технологией проектного моделирования.
ПЛАН
1 часть. Теоретическая.
Выступление заместителя заведующей по учебно-воспитательной работе Кораблиной Галины Васильевны «Метод проектной деятельности».
2 часть. Презентация дидактических пособий и методических материалов по теме.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектной деятельности особенно эффективно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.
Игровые:
—«Игра-путешествие в подводное царство»;
—сюжетно-ролевая игра «Театр»;
— игра «Строим город будущего»;
—«Путешествие в древний мир»;
—«Строим сказочный снежный городок».
Творческие:
—осенний (весенний, зимний) вернисаж; —музыкальная сказка (по выбору);
—настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям);
—«Веселая ярмарка»;
—создание фильмотеки рисованных диафильмов;
—фестиваль искусств «Весенняя капель».
Познавательные:
—журнал «Почемучка»;
—«Путешествие в Царство Математики»;
—КВН;
—конкурс «Моя родословная»;
—музей народной культуры;
—«Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц).
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:
1) постановка цели;
1) поиск формы реализации проекта;
2) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематикипроекта;
3) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
4) определение направлений поисковой и практической деятельности;
5) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
6) работа над частями проекта, коррекция;
7) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.
Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги — энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке необходимо систематизировать и поставить игры на экологическую тему. В «красном углу» групповой комнаты рекомендуется организовать «фитобар», а на коробочках с фиточаем наклеить изображение данного растения. «Официанты», подавая чай, будут рассказывать о его целебных свойствах, побуждая детей узнавать новые рецепты.
На стене групповой комнаты или в приемной можно повесить плакаты экологического содержания (выполненные детьми).
Содержание сюжетно-ролевых игр тоже будет носить экологический характер:
—«Путешествие в подводное царство»;
—«Путешествие на Луну»;
—«Гомеопатическая аптека»;
— «Зоологический магазин»;
—«Зоопарк» и т.д.
На территории детского сада или в ближайшем сквере, парке необходимо организовать экологическую тропу, подготовить экскурсоводов (детей) и проводить путешествие по этой тропе для малышей, гостей, родителей.
К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.
Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Приложение № 4
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. Поставить цель проекта на основе изученных проблем детей.
2. Разработать план продвижения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).
3. Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составить план-схему проекта.
5. Заняться сбором и накоплением материала.
6. Включить в план-схему проекта занятия, игры и другие виды детской деятельности.
7. Подготовить домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
8. Организовать и провести презентацию проекта или открытое занятие.
Поэтапная работа над проектом, которая включает деятельность педагога и детей, распределяется следующим образом:
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 | 2 | 3 |
I этап | 1. Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта). 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу (не жестко). | 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
II этап | 1. помогает в решении задачи. 2. помогает спланировать деятельность. 3. Организует деятельность | 1. Объединение детей в рабочие группы. 2. Распределение амплуа. |
III этап | 1. Практическая помощь (по необходимости). 2. Направляет и контролирует осуществление проекта. | Формирование специфических знаний, умений, навыков |
IV этап | 1. Подготовка к презентации. Презентация | 1. Продукт деятельность готовят к презентации. 2. Представляют (зрителями или экспертам) продукт деятельности. |
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Приложение № 6
Педагогические проекты
муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения
центра развития ребенка – детского сада № 2 «Ромашка»
Фамилия, имя, отчество педагога
| Проект |
Сазонова Марина Николаевна | «Давайте жить дружно» |
Ерёмина Ольга Анатольевна | «Малая Родина – Данков» |
Кораблина Ольга Анатольевна | «Самостоятельная исследовательская деятельность дошкольников» |
Зоткина Людмила Викторовна | «Расскажи нам рыбка, где живешь?» |
Слесарева Елена Владимировна | «Витаминный калейдоскоп» |
Творческая группа: Ковешникова Татьяна Васильевна Хлебникова Татьяна Федоровна Кораблина Галина Вас
|