МАДОУ ЦРР – д/с №2 «Ромашка»


О роли родителей в развитии речи ребенка

Достаточно часто приходится слышать от родителей   высказывания: «Ты посмотри, соседская девочка так хорошо говорит, не остановишь! А наш, хоть ей и ровесник, а говорит так, словно каша во рту!». А откуда берётся "каша во рту"? Как самостоятельно помочь малышу овладеть правильной речью? На что следует обратить внимание? На эти вопросы мы и попытаемся сегодня ответить.

"Каша во рту" может быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы это предупредить, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы и вовремя обращаться за консультацией к стоматологу. Так же искажённое звукопроизношение может быть следствием нарушенного мышечного тонуса артикуляционного аппарата. И тут уже необходима консультация учителя-логопеда и психоневролога.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно их лечить.

Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи.

Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Так же вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2-3 года учить правильно произносить звуки [ш], [ж], [р]), читать художественные произведения, предназначенные детям более старшего возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного звукопроизношения является подражание ребенком неправильной речи взрослых, старших братьев, сестер, сверстников, с которыми малыш часто общается.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания ("бибика", "ляля", "ням-ням" и т.д.) Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных по звуко-слоговому составу. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда процесс становления и автоматизации не закончен.

Некоторые нарушения детской речи возможно корригировать только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков возможно исправить и в домашних условиях. В семье обычно поправляют ребёнка, когда он неправильно произносит тот или иной звук, слово, но подчас делают это с насмешкой или раздражением. К исправлению речевых ошибок надо подходить весьма осторожно. Ни в коем случае не ругайте малыша за его плохую речь и не требуйте от него немедленного верного повтора трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово, лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. В том случае если ребенок допустит ошибки, не следует его перебивать, предоставьте ему возможность закончить высказывание, а затем уже исправьте его ошибки.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Порой на них трудно сразу найти правильный ответ. Но отмахиваться от вопросов ребенка не стоит. В этом случае можно пообещать дать ответ позже, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), за это время вы сможете подготовиться к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит, в лице родителей, интересного для себя собеседника и будет стремиться к общению.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Примером создания такой обстановки может послужить полный или хотя бы частичный отказ от просмотра телефильмов и телепередач в присутствии ребенка, исключение, пожалуй, может составлять детская передача "Спокойной ночи малыши" и только в качестве подготовки ко сну. И как замечают сами родители, общение с ребенком становится более длительным, осознанным и наполненным развивающими играми, занятиями, совместным творчеством.

 

 Формирование    мелкой    моторики    пальцев    рук

1. У детей с недостатками речевого развития обращают на себя внимание особенности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает     и     развязывает     шнурки,     позволяет      увидеть    недостаточную    координацию    пальцев.
   Доказано,      что        специальная        работа        по     формированию    мелкой    моторики    пальцев    рук благотворно влияет на процесс развития речи.

2. Игры и игровые приемы.

Шнуровки: продаются готовые (деревянные и пластмассовые) в форме пуговиц, башмаков, домиков, животных и т.п. Можно вырезать такие же фигурки из картона или другого плотного материала, проделать по контуру дырочки. С помощью обычного шнурка ребенок с удовольствием зашнурует игрушечную обувь и др.

Забавные картинки: на листе картона равномерно распределите слой пластилина. Предложите ребенку горошинами или другой крупой выложить различные картинки: цветы, море (кораблик и волны), аквариум (рыбки) и т.п.

«Обведи     по     контуру»:     обводить     трафареты, изображающие различные предметы, заштриховать, вырезать. «Вышей»:   по   контуру   вышивать   на   картоне   простое   предметное изображение.

«Накорми Цыпа и Цып-Цыпа»: Цып любит пшено, а  Цып-цып - рис (рис и пшено смешивают в одну небольшую кучку). Ребенок в процессе игры разбирает крупу на 2 кучки и кладет соответствующую крупу перед «цыплятами».

Соленое тесто: вместо пластилина для лепки можно использовать тесто.

Рецепт соленого теста для лепки: 1 стакан муки, 0,5 стакана соли, немного воды. Можно добавить пищевой краситель.
Готовые изделия, высыхая, застывают. Их можно использовать для игры. Слепите вместе с ребенком овощи, фрукты, хлеб, посуду и т.д.

Развитию моторики пальцев рук хорошо способствуют различные виды мозаик.

Все эти игры развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику ребенка.

Всей семьей играем мы в дороге 

Занимайтесь «учебными развлечениями», находясь в дороге или высиживая долгую и утомительную для ребенка, но необходимую для вас очередь, а также занимаясь домашними делами или во время прогулки. Подобный тренинг, проводимый без всякого нажима способствует развитию речедвигательных навыков детей: темпа и внятности речи, скорости воспроизведения слов и мышления, а также речеслуховой и наглядно-слуховой памяти. Играя, развивайте зрительное и слуховое внимание.

Вот некоторые игры:

  1.  «Да» и «нет» не говорите, «черный» с «белым» не берите». Правила игры: Нельзя отвечать на вопросы – «да», «нет», «черное», «белое». Вопросы могут быть такого рода: «Какого цвета молоко?», «Любишь ли ты свою маму?».      Отвечать можно только словами.
  2. «Предскажи будущее». Можно задать ребенку следующие вопросы:

     Чем (кем) станет: 

  •     муха из пакета? 
  •     семечко, посаженное в землю?
  •     маленький ребенок?
  •     птенчик в гнезде?
  •     тучка на небе? И т.д.
  1. «Назови предметы на одну букву». Например, придумывать слова на заданный звук.
  2. «Игра в рифмы». Например, придумать рифму к словам: кошка, суп, зайчик и т.д. Например, зайчик-трамвайчик.
  3. «Новое слово». Придумать ласкательные слова. Например, дом-домик, кот-котик и т.д.
  4. «Назови все о чем (ком) можно сказать он (она, оно, они)». Например, он – гриб, свет, папа и т.д.
  5. «Доскажи слово» (продолжить слово до конца по первому слогу): ма-машина, марка, магазин, макушка.
  6. Придумай не только предметы, но и признаки, и действия.
  7. «Закончи предложение, объясни причину события». Например, на земле лужи, потому что …. Трава сохнет, потому что…
  8. Какая (какое, какой, какие) бывают? (придумать определения к словам). Например, стул, какой? (деревянный, высокий, низкий, новый, старый, сломанный, скрипучий, детский и т.д.).

Что бывает красным (синим, желтым, зеленым, белым, черным).

Памятка для родителей

«Обучение чтению»

Перед тем как учить ребенка читать, необходимо научить его звуковому анализу и синтезу. Данный навык состоит в следующем.

  1. 1.  Уметь выделить звук из начала, середины, конца слова.

Примерные задания

Какой звук ты слышишь в начале слова?

Какой звук ты слышишь в середине слова?

Какой звук ты слышишь в конце слова?

Придумай слова с этим звуком, чтобы он был в начале слова.

Придумай слова с этим звуком, чтобы он был в середине слова.

Придумай слова с этим звуком, чтобы он был в конце слова.

  1. 2.    Уметь называть последовательно звуки в слове.                                  

Примерные задания

Назови 1-й, 2-й звуки в сочетании «гласный — гласный» (АУ, УА и т. д.).

Назови 1-й, 2-й звуки в сочетании «гласный — согласный» (ОХ УХ, AM...).

Назови 1-й, 2-й звуки в сочетании «согласный — гласный» (СА, ХА, НА...).

Назови гласный звук в односложных сочетаниях типа «соглас­ный — гласный — согласный» (МАК, КОТ и т. д.).

Назови по порядку звуки в словах типа: РАК, СУП, ЛЕС  ПЕС ПЕНЬ.

Назови по порядку звуки в словах типа: ЛУНА, КАША, ЛИСА, МАКИ.

Назови по порядку звуки в словах типа: ТАНК, ВОЛК, ЛИСТ, ТИГР.

Назови по порядку звуки в словах типа: КОШКА, СУМКА, ПИСЬ­МО.

Назови по порядку звуки в любых словах.

Одновременно работать над определением количества и порядка слогов в словах, слов в предложениях.

 Последовательность работы над выделением звуков в слове.

►     1. Гласные под ударением в начале слова (АНЯ, УТКА, ОСЕНЬ...).

         2.  Последний согласный в словах (МОТОР, КАТОК...).

         3.  Выделение начального согласного вне слияния с согласным (КТО,  ШКАФ, ЗМЕЯ).

         4.  Выделение конечного гласного — сначала под ударением, за­тем —  без ударения (ШКАФЫ, МОЛОКО, ОЧКИ, КОТЯТА, САНИ).

         5.  Выделение начального согласного в сочетании с гласным:

           —  шипящих (ШУБА, ЩЕТКА);

           —  свистящих (СОБАКА, ЗУБЫ);

           —  смычно-проходных (ВАТА, КОТ);

           —  других звуков.

Не следует брать для анализа слова с йотированными (двойными) гласными [я], [е], [ю], [ё].

Эта работа должна предшествовать чтению!

Памятка для родителей

 «Алгоритм обучения письму»

 1.  Научить различать верх, низ листа, его правую, левую сторо­ны, используя игровые приемы и проговаривание («снежинки падают сверху вниз» и т. п.).

2.  Пальчиковая гимнастика и массаж кистей рук.

3.  Обведение контуров домика улитки, клубка ниток и т. п. широ­кими круговыми движениями при помощи фломастера на листах боль­шого формата."

4.  Штриховка сверху вниз (вертикальные линии — «дождь идет», косые линии — «дождь с ветром», круги — «на земле появились лужи»). Графические задания включаются в сюжеты, чтобы не было однообразия, утомления.

5.  Обведение трафаретов геометрических фигур и их штриховка. Штриховать нужно, не заходя за контуры рисунка, только в заданном направлении, соблюдая одинаковые расстояния между линиями.

6.  Знакомство с разлиновкой тетради, направлением написания букв (слева направо), с соблюдением при письме границы строки.

а) Подготовительные упражнения:

—  очерчивание рабочей строки точками, пунктиром;

—  обводка контуров геометрических фигур пунктиром;

—  проведение линий по точкам;

—  штриховка в разных направлениях с соблюдением предела (го­ризонтально, вертикально, диагонально);

—  рисование бордюров;

—  написание элементов букв (палочки короткие и длинные, с за­круглением вверху и внизу, прямые с петлей, овал и полуовал).

б) Написание самих букв (печатных).

 

 

Наш адрес:

МАДОУ ЦРР - д/с №2 "Ромашка"

Адрес: 399850, Россия, Липецкая обл. г.Данков, ул. Мичурина, д.11/1


Телефон: 6-40-61

E-mail: dsromawka@yandex.ru

 

Создать бесплатный сайт с uCoz