МАДОУ ЦРР – д/с №2 «Ромашка»


 Сообщение из опыта работы воспитателя Поповой Т.В.
на районном методическом объединении

«Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс МАДОУ» 2010г.

Центр развития ребенка – детский сад №2 «Ромашка» работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск неординарных форм организации воспитательно-образовательного процесса. Практика работы доказала эффективность проектного метода в обучении и воспитании дошкольников.
Использование метода проектов — принципиально иной подход к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей, с учетом их личных интересов.
Методическая служба МАДОУ предоставила нам широкие возможности для освоения прогрессивного метода. Работу по ознакомлению с основами проектирования начали через школу педагогического мастерства, консультации, семинары-практикумы. Методы обучения сочетали в себе как теоретическую, так и практическую направленность: анализ литературы, беседа, наблюдение, постановка проблемных вопросов, методы мозгового штурма, обсуждения.
В процессе овладения навыками проектной деятельности были разработаны,  апробированы и представлены к презентации авторские проекты педагогов и специалистов МАДОУ.
В течение трех лет в дошкольном учреждении работала экспериментальная площадка по теме «Метод проектов как высокоэффективная форма познавательного развития дошкольника». Опыт работы детского сада по внедрению проектного метода был представлен на районном семинаре руководителей дошкольных образовательных учреждений.
Слайд. Что же такое проект? Проект – это 5 «П»:
- проблема;
- планирование;
- поиск информации;
- продукт;
- презентация.
Слайд. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Метод  основывается на интересах детей и предполагает  самостоятельную активность дошкольников.
Слайд. Спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер (например: взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим воспитанием; практическая направленность, включение ребенка в творческую деятельность, организация взаимодействия ребенка с социальной городской средой).
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).
Слайд.
Слайд.

У нас в детском саду проекты реализуются в различных объединениях дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, с привлечением родителей дошкольников). Например, родители приняли активное участие в совместном проекте «Солнечное настроение». Результатом работы по проекту стал оригинальный коллаж «Подари улыбку миру», составленный из фотографий, картинок, рисунков детей и взрослых.
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольника. Она обладает целым рядом характеристик, оказывающих положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
Слайд. Прежде всего, расширяются знания ребенка о различных областях действительности, у детей появляется возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет успешно адаптироваться к школьному обучению.
Творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности. Выделяют три этапа в развитии проектной деятельности дошкольников.
1 этап подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5 – 5 лет.
2 этап – развивающий, характерен для детей 5-6 лет.
3 этап – творческий, характерен для детей 6-7 лет.
На первом этапе малыши участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе малышей.
Первые попытки детей самостоятельной решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах «Ты быстро придумал!»; «Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!». Это помогает ребенку осознавать свое поведение, понять, что он делает правильно, где допускает ошибки.
В рамках работы экспериментальной площадки МАДОУ творческой группой был разработан алгоритм работы над проектом.
1 этап. Выявление проблемы, определение цели:
– интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение взрослым проблемы.
– определение взрослым цели, его мотивация
2 этап. Организация работы над проектом – привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализация намеченного плана.
3 этап. Практическая деятельность – совместное движение детей к результату.
4 этап. Презентация проекта – совместный анализ выполнения, представление продукта деятельности.
На учебный год я запланировала проекты по четырем линиям развития ребенка:
- физическое развитие (проект «Азбука здоровья», практический выход игра-забава «В гости к Айболиту»);
- социально-личностное развитие (проект «Любимые игрушки», практический выход презентация книжки-игрушки);
- познавательно-речевое развитие (творческий игровой проект «Что за прелесть эти сказки», практический выход игра-драматизация по сказке «Репка»);
- художественно-эстетическое развитие (проект «Потешки для малышей», практический выход: иллюстрированная книжка-малышка с русскими народными потешками).
На данный период реализовала с малышами игровой проект «Любимые игрушки». Результатом проекта стала презентация книжки-игрушки.
Таким образом, проектная деятельность благоприятно сказывается на развитии детей, уже в дошкольном возрасте малыш приобретает навык публичного предъявления своих мыслей, выраженном в конкретном продукте. В связи с проектной деятельностью меняется содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами малыши становятся интересны друг другу.

Этапы проекта 

Деятельность педагога 

Деятельность детей 

I этап

1. Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяе­тся и продукт проекта.)

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (нежестко).

 

1 . Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

II этап

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность. 6. Организует деятельность.

 

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

III этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

 

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IV этап

9. Подготовка к презентации. Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

 

   Распределение деятельности по этапам проекта
«Любимые игрушки»

Этапы 

Деятельность педагога 

Деятельность детей 

I

1 . Формулирует проблему. Цель: помочь игрушкам, попавшим в беду. При постановке цели отбирает материал: книжка-игрушка по литературным произве­дениям А. Барто: «Наша Таня» «Мишка», «Бычок», «Зайка».

 2. Вводит в игровые (сюжетные) ситуации (Таня плачет; у Мишки оторвана лапа; Бычок боится упасть; Зайка промок).

3. Формулирует задачи:
1) пришить мишке лапу;
2) достать мячик из воды;
3) сделать спуск с доски для бычка;
4) помочь зайке.

1 . Входят в проблему. Рассматривают обложку с игрушками-дергунчиками на титульном листе и действуют с ними.

2. Вживаются в игровую ситуацию.

II

1 . Подводит к решению задач.

2. Планирует деятельность (найти решение задачи путем экспериментирования, вопло­тить найденное решение в предметной дея­тельности). 3. Организует деятельность.

1 . Принятие задачи — оказать помощь игрушкам.

III

1 . Организует работу над проектом (поэтапно: направляет на поиск решений, эксперименти-рование, предметно-речевую деятельность).

2. Побуждает детей к решению проблемных ситуаций, активизирует их инициативу в игровых действиях с предметами.

 3. Реализует ситуацию на равных партнерских позициях.

1 . Ищут решение задачи с помощью педагога.

2. По подсказке воспита­теля берут материалы для экспериментирования. 3. Повторяют за воспита­телем слова и фразы из знакомых стихотворений.

IV

1 . Организует презентацию книжки-игрушки.

  2. Побуждает детей выполнять совместные движениям под музыку.

1 . Узнают и называют иг­рушки на каждой страничке.

2. Танцуют с игрушками, со­четая движения с музыкой.

 
 

 

 

Наш адрес:

МАДОУ ЦРР - д/с №2 "Ромашка"

Адрес: 399850, Россия, Липецкая обл. г.Данков, ул. Мичурина, д.11/1


Телефон: 6-40-61

E-mail: dsromawka@yandex.ru

 

Создать бесплатный сайт с uCoz