МАДОУ ЦРР – д/с №2 «Ромашка»


Родительское собрание
«Семья на пороге школьной жизни ребенка»

 Время проведения: ноябрь
Форма проведения: дискуссия, практикум.
Цель: организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению, построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе. 

 План проведения:
1.   Вступительное слово.
2.   Задание «Определение степени беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением сына или дочери».
3.   Выбор факторов успешной подготовки и адаптации ребенка к школе. Диспут.
4.   Выступление зам. зав. по УВР Кораблина Г.В. - «Готовность ребенка к школе».
5.   Выступление завуча по начальным классам лицея № 4.
6.   Педагогический всеобуч «Как помочь будущему первокласснику дома».
7.   Выступление психолога Алтынниковой И.В.
8.   Выступление волеолога психологического центра Исаевой Г.В.
9.   Полезные советы и рекомендации. Памятки «Что должен уметь ребенок к 1 сентября», «Мудрые советы будущему первокласснику».
10. Поведение итогов родительского собрания. Принятие решения.
11. Домашнее задание: заполнение анкеты «Готовность ребенка к началу школьного обучения».

 Ход мероприятия 

I. Подготовительный этап.
1.   Опрос  родителей:  «На какой  вопрос  хотели  бы  получить  ответ  на родительском собрании?».
2. Приглашение на собрание звуча по начальным классам, психолога, волеолога.
3.  Интервьюирование детей предшкольного возраста с целью определить характер детских переживаний   «Чего   ждет  и  хочет  ребенок  от  родителей  и  учителей,   готовясь  стать первоклассником».
4. Оформление наглядности к заданиям.
5. Подготовка выставки развивающих игр и литературы по теме: «Подготовка детей к школе».
6. Разработка проекта решения родительского собрания.

II. Вступительное слово ведущего.                                                                      Сегодня мы постараемся ответить на вопрос, волнующий всех родителей будущих первоклассников: «Что значит «ребенок готов к школе»?». К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе - научить читать, считать, писать. Желая создать основу для школьных успехов, они перегружают ребенка дополнительными сложными занятиями дома. Безусловно, подготовка нужна, но ее недостаточно для успешного обучения в школе - правильнее развивать познавательную активность будущего ученика. 
Особое внимание следует уделить игре. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации, помогать другим. Немаловажное значение имеет и воспитание нравственно-волевых качеств, самостоятельности. Считаем эти направления ведущими, т.к. наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
Поэтому цель подготовки к школе - формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Задача детского сада и родителей - помочь ребенку.

 III. Проведение практикума.
Ведущий. Предлагаем родителям выполнить задание: определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением своего сына или дочери. У вас три цветные полоски. Прошу выбрать, поднять полоску и обосновать свой выбор.
На столе лежат

·    черная полоска - сильное беспокойство

·    синяя полоска - умеренное беспокойство

·    красная полоска - ощущения радости, чувства уверенности)                

Ведущий. От кого и от чего зависит нормализация вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы почувствовали себя лучше? (Высказывания,родителей).
Обратите внимание - на нашем демонстрационном стенде информация о факторах успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.

 

Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе
1.   Физическое здоровье ребенка. 
2.   Развитый интеллект ребенка.
3.   Умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми.
4.   Выносливость и работоспособность. 
5.   Умение читать и считать.
6.   Аккуратность и дисциплинированность.
7.   Хорошая память и внимание.
8.   Инициативность, воля и самостоятельность.

Ведущий. Задание родителям. Выберите три самых главных, на ваш взгляд, фактора. По степени их значимости, (для выполнения задания желательно пригласить две пары родителей: у кого старшие дети уже учатся в школе и у кого только готовятся к школьному обучению).
Чтобы разобраться в этом сложном вопросе: «Что необходимо будущему первокласснику?» давайте обратимся за советом к специалистам: воспитателям, педагогам, психологу и волеологу.

 IV. Выступление замлав. по УВР Кораблиной Г.В. 

 V. Выступление завуча по начальным классам лицея № 4

 VI. Педагогический всеобуч.
Ведущий. Готовясь к этому .собранию, мы обратились к родителям, чтобы узнать на какой вопрос они хотели бы получить ответ на этом собрании и получили ответы у специалистов.
Вопрос родителей № 1. Какие пособия лучше выбрать для подготовки к школе?
Ответ педагога. В настоящее время существует множество пособий, мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, мышления, речи, с веселыми задачами, головками. На выполнение каждого задания давайте ребенку определенное время, научите его контролировать время с помощью песочных часов. Поощряйте правильно выполненные задания, тактично указывайте на ошибки и помогайте их исправить.
Вопрос родителей № 2. Сколько времени следует уделять подготовке к школе дома?
Ответ педагога. Не более 20-30 минут. Если вы видите, что ребенок устал, нет настроения заниматься дальше, переключите деятельность на игровую, позвольте ребенку заниматься самостоятельно.
Вопрос родителей № 3. Если ребенок категорически отказывается заниматься дома, что делать?
Ответ педагога. Предлагайте ребенку небольшой объем занятий - не более 5 минут. Все занятий проводятся в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте .мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям. Обязательно отвечайте на них печатными буквами, стимулируя ребенка читать. Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление ребенка. Помогайте правильно держать карандаш, ручку.
Вопрос родителей № 4. Если ребенок постоянно требует новых заданий и готов заниматься много, стоит ли ограничивать?
Ответ педагога. Если ребенок не проявляет признаков усталости, не расстраивается из-за того, что какое-то задание не получается, воспринимает учебу как привлекательную деятельность - строгих границ для занятий ставить не стоит. Старайтесь переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, предлагайте разобрать ситуации, которые могут случиться в школе, слушайте, как он поступит если:
он кого-то обидит;  его кто-то обидит;
у него что-то заболит;
он потеряет какую-то вещь;
он не поймет, как выполнить задание и т.д.

 VII. Выступление психолога Алтынниковой И.В. 

 VIII. Выступление волеолога Исаевой Г.В.

 IX. Подведение итогов родительского собрания.
Ведущий. Уважаемые родители будущих первоклассников, первые шаги в школьной жизни всегда трудны, но вы можете облегчить их. Понаблюдайте за своим ребенком. В чем ему нужно помочь. Вы можете задать интересующие вас вопросы разным специалистам на индивидуальных консультациях, групповых родительских собраниях, страницах газеты «Ромашкины вести». Свои предложения можно опускать в ящик «Почты доверия».



Общее родительское собрание

«СЕМЬЯ - ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

 Цели: повышение педагогического мастерства родителей по разделу «Семья - здоровый образ жизни»; формирование у роди­телей ответственности за здоровье своих детей и свое здоровье, мотивации на здоровый образ жизни,

План проведения        

1. Вступительное слово воспитателя. Обозначение проблемы.
2. Лекция.
3.  Практическая часть.
4. Принятие решения собрания.

Ход  мероприятия

 I. Подготовительный этап

1. Оформить к собранию мудрые мысли:
·   «Если ты думаешь на год вперед - посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперед - посади дерево. Если ты думаешь на век вперед - воспитай человека». (Вос­точная мудрость)
·  
«Здоровье - не все, но без здоровья - ничто». (Сократ)
·   «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд родителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». (В. Сухомлинский)

2.  Оформить памятку для родителей «Пять простых правил фор­мирования осанки».
3.  Создать фотогазету, например: «Спортивная семья» или «Нам морозы не страшны, с физкультурой мы дружны», «Здоровье в порядке — спасибо зарядке» (организации зимнего досуга детей совместно с родителями).
4. Подготовить материал к тематической выставке (литература, нестандартное физкультурное оборудование и т. п.).
5.  Оформить Памятку для родителей «Основные правила се­мейного воспитания» (приложение Б).

 II. Этап проведения собрания. Обозначение проблемы

Ведущий. Человек - совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красо­той, очень важно иметь здоровье. «Здоровье - не все, но без здо­ровья - ничто», - говорил мудрый Сократ (передает родителям папку, в которой оформлены мудрые мысли по теме собрания для изучения).

Здоровье детей и их развитие - одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Это и хронические простуды, и ухудшение зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культурных человеческих отношений - детские неврозы. Как сде­лать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохра­нить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей - забота всех. Бо­лее того, оно обусловлено общей обстановкой в стране. Поэтому проблему здоровья детей надо решать комплексно и всем миром. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми.

Ну, а каков он, по вашему мнению, здоровый ребенок?

(Высказывания родителей.)

Прежде всего, если он и болеет, то очень редко и ни в коем случае не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относит­ся к окружающим его людям - взрослым и детям. Положительные  эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как  отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных  последствий. Развитие его физических, прежде всего двигательных,  качеств проходит гармонично. Нормальный, здоровый ребенок (это самое главное!) достаточно быстр, ловок и силен. Суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмологическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодр­ствования и сна, периодов подъемов и спадов активности. Небла­гоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, т. к. он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована, поэтому, как правило, он не нуждается в каких-либо лекарствах. Благодаря рациональному питанию и регулярным за­нятиям физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела. Конечно, здесь дан «портрет» идеального здорового ребенка, какого в жизни сегодня встретишь не часто. Однако вырастить и воспи­тать ребенка, близкого к такому идеалу, - задача вполне посильная. О том, как добиться этого, и пойдет речь дальше.

 III. Этап проведения лекции

1. Формирование правильной осанки

Медицинский   работник. Обратим особое внимание на самые распространенные нарушения здоровья наших детей. Из 100% всех детей-первоклассников у 8% - нарушение осанки, у 10% - плоскостопие, у 10% - сколиоз. Говорят, когда-то благородных девиц их наставники били по спине, если те сутулились, привязывали косу к поясу. Неужели только суровостью можно до­биться того, чтобы наши девочки держали спинки прямо, а наши мальчики походили выправкой на выпускников кадетских корпусов? Оказывается, наставники благородных девиц были хоть и суровы, но прозорливы и честно отрабатывали свой хлеб. Правильная осанка не дается нам от рождения. Это условный двигательный рефлекс, и его надо вырабатывать. Чтобы наши дети бегали, ходили, стояли и сидели красиво, нам, родителям, придется приложить усилия.

Когда ребенок хватает еду с тарелки руками, потому что ему так удобнее, мы, взрослые, его останавливаем, показываем, как надо правильно есть, и потом следим, чтобы этот навык был доведен до автоматизма. Почему же мы не следим, чтобы ребенок не сидел ссу­тулившись, не стоял перекосившись, и не добиваемся, чтобы навык держать спину ровно стал естественной потребностью?

Приятно посмотреть на ребенка, который голову держит прямо, у которого плечи развернуты и находятся на одном уровне, живот подтянут, сбоку видно, что позвоночник образует красивую волно­образную линию с небольшими углублениями в шейном и пояс­ничном отделах.

Между прочим, правильная осанка не только красива, но еще и функциональна, потому что при ней положение тела наиболее устойчиво: вертикальная поза сохраняется при наименьшем напря­жении мышц. Значит, когда ребенок стоит ровно, расправив плечи, он меньше устает. А если он идет, бежит или прыгает, сохраняя при этом хорошую осанку, позвоночник лучшим образом амортизирует нагрузки.

Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение, а хоро­шая, соответственно, сохраняет их в норме. При плохой осанке сни­жаются окислительные процессы в организме, а это автоматически ведет к тому, что человек быстрее устает во время как физической, гак и умственной работы. Плохая осанка может довести ребенка до близорукости или остеохондроза. А хорошая осанка может от этих  бед предохранить.

Но кроме физиологических последствий кривой спины есть еще и психологические, не менее пагубные, создающие у ребенка «комплекс». Какой родитель хочет, чтобы его наследник шел по жизни с согнутой спиной, перекошенными плечами, опущенной головой? Не хочет никакой. Так что же делать?

Выполнять пять простых правил формирования осанки (выдает родителям памятки с правилами).

 Наращивать ребенку «мышечный корсет». Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. «Мышеч­ный корсет» спасет даже того, кому не повезло с наследст­венностью, кому от родителей достались слабые соедини­тельные ткани - предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости...

2. Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправ­лять его, если он сутулится, кособочится. Пусть встанет к сте­не, прикоснется к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатка­ми и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развернуты, лопатки сближены, живот втянут, ягодицы напряжены. Вот она - правильная поза! Тело должно ее запомнить. Конечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть или ходить прямо, но на то рядом и мы, взрослые, чтобы на первых по­рах следить за спинкой. А дальше держаться ровно войдет у ребенка в привычку.

3. Обратить особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе за письменным столом. Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки вашего чада, ко­гда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голе­ни. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки сту­ла, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 30 см, книгу лучше поставить на пю­питр, тогда голову не придется наклонять. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку!

4. Следить, чтобы у ребенка не появилось плоскостопие. Пло­ская стопа нарушает правильную опорную функцию ног, ноги быстро устают, ось таза наклоняется и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Об­ратитесь к ортопеду, не запустите эту проблему.

5. Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жестким, подушка - маленькой, низкой. Кровать та­кой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно, а ему удобна жесткая постель.

2. Берегите зрение ребенка

Медицинский работник. У 13% детей- младших школь­ников - отклонение зрения.

Если выполнять несложные правила, то в большинстве случаев, если это не врожденное наследственное отклонение, можно предот­вратить это нарушение зрения. Очень вредно держать книги и тет­ради на расстояние ближе 30 см от глаз. Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии, мышечный аппарат глаза напря­гается, меняется кривизна хрусталика, возникает быстрое утомле­ние и ухудшение зрительного восприятия. При постоянном плохом освещении и неправильной осанке вырабатывается привычка рас­сматривать все вблизи. В результате развивается близорукость.

Пребывание на природе, где обеспечен большой кругозор, - пре­красный отдых для глаз.

Для нормальной работы глаз важно хорошее освещение. Стол для занятий нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал слева. На рабочем столе слева ставится настольная лампа с лампоч­кой мощностью 50-60 Вт, защищенная абажуром так, чтобы свет 11с падал в глаза, а освещал только книгу или тетрадь. Слишком яркое освещение раздражает сетчатку глаза и приводит к быстрому утомлению. Вредно читать в движущемся транспорте, особенно при плохом освещении. Из-за постоянных толчков книга то удаляется от глаз, то приближается к ним, то отклоняется в сторону. При этом кривизна хрусталика то увеличивается, то уменьшается, а глаза все время пово­рачиваются, «ловя» ускользающий текст. В результате наступает ухуд­шение зрения. Когда ребенок читает лежа, положение книги в руке, но отношению к глазам тоже постоянно меняется, освещенность ее недостаточна. Привычка читать лежа наносит вред зрению.

Когда в глаза попадает пыль, она их раздражает. Вместе с пылью могут быть занесены болезнетворные микробы. Инфекция может попасть в глаз с грязных рук, нечистого полотенца, носового платка. Это может вызвать различные заболевания глаз, например, воспаление слизистой оболочки - конъюнктивит, которое нередко приводит к ухудшению зрения. Поэтому глаза нужно беречь от травм, от попа­дания инородных предметов, пыли, не тереть их руками, вытирать только совершенно чистым полотенцем или носовым платком.

3. Режим дня

Медицинский работник. Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Все родители уже достаточно наслышаны о пользе режима дня, так что доказывать эту пользу необходимости, пожалуй, нет. Режим дня - это на самом деле ре­жим суток; все 24 часа должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Это - рациональное чередование работы и отдыха. Известный ученый И. Павлов отмечал: «Всякая живая работающая система, как и ее отдельные элементы, должна отдыхать, восстанавливаться». Уроки, занимающие в жизни детей подготовительной группы определенное место, требуют усиленной работы головного мозга. Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят.

Чтобы предупредить все неблагоприятные последствия, нужно правильно построить режим дня ребенка:

·   продолжительность занятий должна учитывать возрастные возможности;

·  должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе);

 

·   необходимое время должно быть отведено на сон.

 

 

4. Пребывание детей на воздухе

Медицинский работник. Пребывание детей на воз­духе - это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость. Зачастую «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер.

5. Питание

Медицинский работник. О требованиях к питанию нужно говорить отдельно. Здесь мы только подчеркнем, что надо всячески противостоять складывающейся у ребенка привычке «пе­рехватывать» что-нибудь на бегу. Прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение.

6. Гигиена сна

Медицинский работник. Неоценимое значение для здо­ровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Потребность в сне составляет в 7 лет 10-11 часов. Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Поэтому нет нужды дока­зывать, что сон ребенка надо оберегать: яркий свет, шум, разгово­ры - все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит ребенок, должен быть свежим. Сон важно оберегать, если так можно выразиться, до того, как ребенок заснул. Конечно, он уже не малыш, которому на ночь нельзя рассказывать страшные сказки, и все-таки надо избегать всего, что может взбудоражить физически или умственно: подвижных игр, длительного чтения, просмотра телепередач. Понятно, что ребенка не поместить под стеклянный"! колпак, не оградить от всего, однако разумное ограничение вечер­них впечатлений необходимо. Иначе это отразится на сне - будет затягиваться его наступление, он станет неглубоким.

«Но как быть, - спрашивают иные родители, - если нам самим, хочется смотреть телепередачу, а отправить сына спать или нет? Он  обижается, да и жалко его: сами смотрим, а ему не даем». Думается, чувство вины, которое испытывают родители, напрасное. Нет ничего страшного, если телевизор будет говорить вполголоса, а ребенок бу­дет спать за закрытой дверью в другой комнате. Но если уж в семье не сумели поставить так, чтобы это воспринималось им спокойно и просто, есть еще один выход из положения: не смотреть передачи самим. Это наименьше зло. Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, т. к. это может привести к расстройству вырабо­танного режима в деятельности организма ребенка.

 IV. Этап практической деятельности. Конкурс знатоков темы (проблемы)

Родителям предлагается провести конкурс по теме родитель­ского собрания «Семья - здоровый образ жизни». Участники соб­рания разбиваются на группы. Каждая из них составляет вопросы и задания по теме для других (теоретические и практические). Вос­питатель может предложить и свои варианты. Оценивается вопрос и ответ (предварительно обсуждаются условия: количество баллов  за вопрос и правильный ответ). Жюри выбирают из числа родителей. Воспитатель является ведущим и выступает только в роли арбитра. Побеждает та группа, которая наберет больше баллов.

 V.  Подведение итогов собрания

Всем присутствующим на собрании выдается памятка «Основ­ные правила семейного воспитания».

Принятие решения родительского собрания.

Прощание: все участники родительского собрания в нефор­мальной обстановке прощаются друг с другом и с воспитателем, высказывая свое мнение о работе родительского собрания, свои пожелания.

 

 

Наш адрес:

МАДОУ ЦРР - д/с №2 "Ромашка"

Адрес: 399850, Россия, Липецкая обл. г.Данков, ул. Мичурина, д.11/1


Телефон: 6-40-61

E-mail: dsromawka@yandex.ru

 

Создать бесплатный сайт с uCoz