МАДОУ ЦРР – д/с №2 «Ромашка»


 1.Тема педсовета: «Организация работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста на принципах интеграции. Образовательная область «Познание»

 2.Дата проведения: 28.10.2010 г.
3.Форма проведения: работа лаборатории
Цель: Выявление уровня компетентности педагогов в вопросах экологического воспитания и образования детей.

 ПЛАН

I часть. Вводная.
1. Выступление заведующей МДОУ ЦРР д/с №2 «Ромашка» Ковешниковой Т.В. «Экологическая компетентность педагогов как средство решения задач окружающей среды и сохранение здоровья дошкольников»

 II часть. Проблемно-аналитическая.

Анализ выполнения образовательной программы по реализации задач экологического воспитания и обучения, итоги тематического контроля.
   (Ответственный: старший воспитатель А.В. Ростова)

 III часть. Работа экспериментальной лаборатории по теме «Природа и люди – одно целое» (ответственный: зам. зав. по УВР Кораблина Г.В.)

1. Творческая лаборатория. Тема: «Экологизация развивающей предметной среды, ее элементы»
2. Художественная лаборатория. Тема: «Художественно-эстетическое творчество дошкольников»
3. Нравственно-экологическая лаборатория. Тема: 1. «Формы и методы, используемые при формировании экологической культуры дошкольников», 2. «Разработка и представление игр и упражнений на формирование нравственной позиции дошкольников по отношению к окружающей среде»
4. Эколого-речевая лаборатория. Тема: «Наблюдая природу, развиваем речевое творчество»
5. Семейно-экологическая лаборатория. Тема: «Экологическое просвещение родителей, формы и методы работы с родителями по формированию природолюбия в семье»
6. Опытно-экспериментальная лаборатория.

 IV Экспресс-интервью. (ст. воспитатель Ростова А.В.)

Материалы к педагогическому совету.
Выставка детских рисунков и поделок на тему «Мир природы глазами детей» (ответственный: воспитатели)
Пособия педагогов по экологическому воспитанию и образованию.(ответственный: воспитатели)
Информационные листы для педагогов «Небесполезная информация»(ответственный: методический кабинет)

 Рекомендуемая литература:

Журнал «Управление» 2009г, №5, стр.19, стр. 84; Журнал  «Ребенок в д/с» 2009г, №3
стр. 58; Журнал «Управление» 2007г, №3, стр. 38-39; Журнал «Дошкольная педагогика»
2010г, №4 (61), май стр.32; Учебное пособие Л.М. Маневцовой «Мир природы и ребенок»; Программа «Живая экология» Л.И. Ивановой; Программа повышения квалификации дошкольных работников «Эколог в детском саду» С.Н. Николаевой; Программа по изобразительному искусству «Природа и художник» Т.А.Копцевой; Сборник «Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественно-научных представлений в разных возрастных группах детского сада».

 

Выступление заведующей МДОУ ЦРР д/с №2 «Ромашка» Ковешниковой Т.В

 Тема: «Экологическая компетентность педагогов как средство решения задач окружающей среды и сохранение здоровья дошкольников»

 Педсовет: «Организация работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста на принципах интеграции. Образовательная область «Познание»

 Дата: 28.10.2010

          Как известно, сущность экологического образования и воспитания заключается в понимании того, что природа есть основа всего живого на земле. Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения, она древний могучий источник познания и воспитания человечества.
        Любовь к природе, сознательное, бережное отношение к ней, воспитывается с раннего детства в семье и детском саду.
        Взрослые, воспитывающие детей должны знать законы экологии и уметь в доступной форме довести их до сознания дошкольников. Для этого необходимо изучить самим и познакомить родителей с законодательными документами в области экологии, с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», статьями 42 и 58 Конституции РФ, где определены пути и средства реализации государственной экологической политики из которой следует, что одна из основных задач в сфере экологического образования и просвещения – повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии.
     С данным определением вполне согласуются  положения национальной доктрины образования в Российской Федерации о том, что система образования призвана обеспечить экологическое воспитание, формирующее бережное отношение человека к природе.
    Решение задач экологического обучения и воспитания возможно при наличии экологической компетентности  педагогов.
  В  соответствии с  государственными  требованиями все вы получаете знания при изучении предмета «Теория и методика дошкольного образования», а так же на курсах повышения квалификации.
    Повышение индивидуального уровня экологических знаний продолжается на протяжении всей жизни посредством  приобретения  так называемого жизненного опыта  с помощью самообразования.  Очень важно владеть информацией, знать индекс жизненной среды на проживаемой территории, осознавать причастность и личную ответственность за состояние экологической ситуации и судьбу всего живого.
        Эту информацию вы можете получить, познакомившись с книгой «Экология и мы» автор А. Матюхина.
         В настоящее время вы можете повысить свою компетентность, используя интернет-технологии. Например, дистанционное обучение поможет повысить свою квалификацию, не выезжая на учёбу, что всегда связано с большими временными и материальными затратами. Подробно получить информацию вы можете в сборнике каталоге дистанционных курсов за 2010-2011уч. год.
     Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Эти слова необходимо взять на основу и стремиться их выполнять.
    Мы обязаны научить детей любить, уважать и защищать природу, это фундамент социального благополучия - здоровья, трудоспособности, настроения, долголетия в дальнейшей жизни.

 Решение к педагогическому совету

«Организация работы по формированию экологической культуры
у детей дошкольного возраста на принципах интеграции.
Образовательная область «Познание»

Срок исполнения

Решение педсовета

Ответственный
За исполнение

Что исполнено

Что еще необходимо предпринять

Постоянно

1. Педагогический процесс экологического воспитания и образования вести на основе интеграции всех видов деятельности

Ст. воспитатель

 

 

До 15 декабря 2010 года

 

 

2. Педагогам изучить инновации в области экологии, разработать современные дидактические игры по формированию экологической культуры дошкольников

Ст.воспитатель, педагоги

 

 







До 1 декабря 2010года

До 15 ноября
2010 года

3. С целью экологизации предметно-развивающей среды в группах:- иметь комнатные растения в соответствии с программными требованиями, сосредоточить растения в одну зеленую комнату;
- календари природы сделать многофункциональными с набором схем, моделей, алгоритмов, карточек;

- в подготовительных группах завести экологические дневники наблюдений

Педагоги

 

 

Постоянно

 

4. В календарные планы работы включать игры, досуги, викторины, турниры экологического содержания

Педагоги

 

 

Постоянно

5. С детьми целенаправленно проводить занятия углубленно-познавательного типа, проблемного характера с помощью моделей, схем, разнообразных форм, наглядности, записей звуков живой природы

Ст.воспитатель, педагоги

 

 

Постоянно

6. В работе с родителями чаще использовать активные формы взаимодействие как: природоохранные акции, совместные экологические проекты, деловые игры, тренинги, анкетирования

Ст.воспитатель, педагоги

 

 

До 1 января 2010 года

Методическому кабинету разработать материалы по дидактике экологического воспитания с учетом новых подходов

Зам.зав. по УВР, ст. воспитатель

 

 

Сообщение по результатам тематического контроля старшего воспитателя Ростовой А.В.

 Тема: «Анализ выполнения образовательной программы по реализации задач экологического воспитания и обучения, итоги тематического контроля.»

 Педсовет: «Организация работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста на принципах интеграции. Образовательная область «Познание»

 Дата: 28.10.2010

С 18.10.2010 по 22.10.2010г. был проведен тематический контроль с целью выявления и анализа использования новых технологий в работе с дошкольниками по экологическому воспитанию и образованию.
Были проверены все группы детского сада.
Результаты контроля показали, что в группах создана развивающая предметная среда, способствующая воспитанию начал экологической культуры, формированию знаний об объектах и явлениях природы. Комнатные растения, живые уголки и уголки природы сосредоточены в одной зоне. В группах изготовлены и приобретены всевозможные дидактические игры экологического содержания: «От какого дерева лист», «Найди детенышей», «Лото», «Растения нашего леса» и другие.
В ясельной группе М.Г. Солдатова приготовила наглядные пособия с потешками, песенками, частушками о временах года, животных, овощах и фруктах.
Вместе с тем в группах комнатные растения не соответствуют программе и возрасту детей. Также в некоторых группах растений одного вида несколько штук. Уголки природы в группах разнообразны по содержанию и тематике. Особенно насыщенный уголок в средней группе (воспитатели Чернова Г.Н., Тепловодская Е.Н.). Работая в уголке, дети осваивают дни недели, отличают не только состояние погоды, но и свою деятельность и наблюдения на прогулке.
В подготовительной и старшей группе уголки природы, не предполагают активной деятельности детей. Для организации продуктивной познавательной деятельности в этих группах нужно  вести длительные дневники наблюдений за явлениями природы, фиксировать изменения в растительном и животном мире в разные сезоны.
Изучение ответов детей на открытых занятиях в младшей, в старшей и в подготовительной группах позволило сделать вывод, что у дошкольников сформированы знания и представления, соответствующие возрастным программным требованиям.
Однако, некоторые педагоги недостаточно используют методы и приемы активизирующего обучения, такие как: проблемные вопросы и ситуации, опыты и эксперименты, моделирование ситуаций.
Интересные занятия с разнообразием методических приемов используют Тепловодская Е.Н., Тимофеева Н.Н. Введение сказочного персонажа, использование художественного слова, интеллектуальные игры экологического содержания («Когда это бывает?», «Раньше-позже», «Выбери необходимые вещи для посадки дерева»), подбор музыкальных произведений, помогают детям понять изменения, происходящие в природе.
У детей старших и подготовительных групп накоплено много конкретных знаний о животном и растительном мире, о сезонных изменениях в природе. Особое внимание педагоги уделяют формированию основ экологической культуры.
В беседах, дидактических играх, моральных пьесках дошкольники демонстрируют бережное, неравнодушное отношение к объектам природного окружения: деревьям, цветам, насекомым, птицам.
Большую роль в воспитании экологического сознания играет пример родителей. Воспитатели проводят с родителями целенаправленную работу: индивидуальные беседы, консультации по проблемам охраны окружающей среды (Землянова И.В., Панкова Л.Н.)
В группах 2-ой младшей воспитатели Марухина И.И., Гуреева Р.Н., старшей логопедической Кораблина О.А., Приображенская Е.Л., оформлены папки-передвижки, содержащие интересные факты из мира природы, рекомендации по организации наблюдений, проведении игр, закрепляющих знания детей.
Практикуются и активные формы работы.
В сентябре была устроена выставка родительско-детского творчества «Волшебница осень», весной была проведена совместная акция «С днем рожденья Земля». В рамках акции на территории детского сада были посажены деревья и кустарники.
На основании анализа деятельности педагогического коллектива по формированию экологической культуры у дошкольников были приняты следующие решения:
1.      С целью экологизации предметно-развивающей среды в группах:
- сосредоточить комнатные растения в одну зеленую зону  и привести их в соответствие с программными требованиями,;
- календари природы сделать многофункциональными с набором схем, моделей, алгоритмов, карточек;
- в подготовительных группах завести экологические дневники наблюдений (До 15 ноября 2010 года)
2. В календарные планы работы включать игры, досуги, викторины, турниры  экологического содержания (Постоянно)
3. Педагогам разработать инновационные учебно-методические пособия по воспитанию экологической культуры дошкольников (До 15 декабря 2010 года)
4. С детьми целенаправленно проводить занятия углубленно-познавательного типа, проблемного характера с помощью моделей, схем, разнообразных форм, наглядности, записей звуков живой природы (Постоянно)
5. В работе с родителями чаще использовать такие активные формы взаимодействия как: природоохранные акции, совместные экологические проекты, деловые игры, тренинги, анкетирования (Постоянно)

Отче о работе художественной лаборатории педагога дополнительного образования Хлебниковой Т.Ф.

 Тема: «Художественно-эстетическое творчество дошкольников»

 Педсовет: «Организация работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста на принципах интеграции. Образовательная область «Познание»

 Дата: 28.10.2010

             Негативное воздействие человека на природу с особой актуальностью поставило перед людьми проблему рационального природопользования, охраны живых организмов.
Целительная сила природы хорошо известна.... Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столько же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его нравственной самодисциплины и социальности».
Уникальность художественного наследия родной культуры можно познать и почувствовать в сравнении с национальными образами мира -общечеловеческими основами бытованиями.
Экология природы, экология культуры - это грани одной проблемы -сохранение в человеке человечности. Ребенок - художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир.
Сближение ребенка и природы происходит тогда, когда он начинает видеть ее красоту, накапливать впечатления от встреч с великолепием природы. Это не позволит ему стать бездумным, безответственным потребителем среды, а наоборот воспитает желание защищать и оберегать ее, радоваться ее красоте.
Исследования в области эстетического восприятия свидетельствуют :через способность видеть прекрасное в природе происходит становление эстетического отношения дошкольника к миру вообще. Как помочь детям Научиться замечать, видеть красоту природы? Только мы взрослые в особом процессе педагогического взаимодействия можем сформировать у ребенка чувство прекрасного, а желание поделиться своими впечатлениями , обменяться мнениями ,побудить ребенка выразить все это через свое творчество. Началом такой работы с детьми может стать чтение и разучивание стихотворений А. Л. Барто

«Я люблю ходить вдвоем                       Посмотри! Постой-ка!
В поле, в лес, на водоем,                            Видишь, речка впереди!
Я люблю пускаться в путь                           Лодок, лодок сколько!...».
Не один, а с кем-нибудь.                             И с обрыва. С высоты
Я люблю кричать: «Гляди!                            Я зову: «Ау! Где ты? ...

Марухина И.И.

Система сотрудничества с родителями по экологическому воспитанию дошкольников.
Экологическое воспитание в настоящее время – это важный процесс непрерывного воспитания экологической культуры родителей, т.к. семья играет главную роль в жизни ребенка.
Для формирования основ экологической культуры у дошкольников мы, воспитатели работаем в сотрудничестве и взаимодействии с семьей.
Цель нашего сотрудничества с семьей: реализация системы сотрудничества с родителями по экологическому воспитанию, установление с ними партнерских отношений.
Задачи: повышение уровня нравственно-экологической компетентности родителей, вовлечение родителей в современную экологически-ориентированную деятельность, создание атмосферы общности интересов в контексте решения задач по экологическому воспитанию дошкольников.
Хочется отметить ряд мероприятий, к которым родители проявили особый интерес.
Конкурс листовок на тему: «Берегите природу». Листовки выполнялись в соответствии со временем года и важными явлениями природы. В них лаконично описывались правила поведения в природе.
Наглядное пособие «Ромашка» - банк идей и рекомендаций для родителей.
Это пособие подробно знакомит родителей с содержанием: игр на природе, наблюдений, стихов, соответствующих времени года, интересных факторов для домашних бесед с детьми.
Еще одна форма работы – экологические газеты на темы: «Здоровый образ жизни», «Интересное рядом». Газеты содержали интересные факты из жизни растений и животных, о явлениях природы, предлагали домашнее задание в виде кроссвордов, рисунков, поделок из природного материала.
Групповое родительское собрание на тему: «Формирование начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста» открыло возможность для свободного общения, обсуждения различных вопросов и выработке единых подходов к воспитанию детей.
Родители принимали активное участие в природоохранных акциях: «Зеленая елочка – живая иголочка», «Посади дерево», «Помоготе птицам». Применять и выполнять свои знания родители могли в экологической игре «Счастливый случай», «кто знает больше правил поведения в природе». В этих играх родители продемонстрировали свои знания и возможности, а также выявили знания своих детей. Проводили интервью на тему: Что вы думаете об экологическом воспитании детей». Немногие родители высказали свое мнение, но смысл ответов состоял в том, что воспитание экологической культуры детей обуславливается жизнедеятельностью семьи.
На семинаре-практикуме для родителей «В царстве лекарственных растений» обсудили проблемы и расширили представления детей на основе свободного обмена мнениями между родителями, педагогами.
В семейном кафе «Витаминчик» родители обменивались семейным опытом использования трав.
Один раз в середине года проводили неделю открытых дверей – «Неделя экологической культуры», в течение которой родители могут в удобное для них время посетить занятия.
Продуктивной формой стало проведение вечеров досуга: «Вечер загадок об осенних явления природы». Родители подбирали загадки и строили беседу с детьми.
На вечере «Играя, познаем мир природы» познакомили с новыми играми.
Традиционными стали походы в лес в осеннее или зимнее время года. Походы «Приглашает Лесовичок», «В гости к Снеговику» расширяют природоведческие знания детей и родителей о природе в разное время года, вызвали интерес у родителей к организации и проведению походов.
Активное участие приняли родители в празднике, посвященному прилету птиц «Мы построили птицеград». Цель этого праздника – закрепить и расширить знания детей и родителей о птицах нашего края и о роли птиц в природе.
Эффективным методом изучения особенностей семейного воспитания – является анкетирование родителей. В анкетах мы используем как закрытые вопросы, предусматривающие выбор одного из предложенных вариантов ответа, так и открытые, позволяющие свободно высказать свое мнение.
Для родителей мы оформили стенд: «Учите детей любить и беречь природу», «Правила друзей природы».
Родители приняли активное участие в конкурсе поделок на тему «Волшебная мастерская».
Система сотрудничества педагогов и родителей способствует воспитанию у детей осознанного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры. 

Слесарева Е.В.
Природа – самый яркий источник вдохновения, ее красота побуждает к разнообразной творческой деятельности, в том числе и к речевому творчеству, истоки которого кроятся в детском сочинительстве. Сочинение сказок, рассказов, стихов – привлекательная для детей деятельность, возникающая под влиянием впечатлений от окружающей жизни. Наблюдение за природой создает благотворную почву для детского словесного творчества, насыщает речь детей образными словами, накопляет богатым «поэтическим» содержанием. Проводя наблюдения не только с целью ознакомления детей с природными явлениями, но и для развития детского словесного творчества, я решаю следующие задачи:
- совершенствую умения детей «одушевлять», «оживлять», «очеловечивать» наблюдаемые природные объекты и явления;
- стимулирую воображение детей, умение придумывать, сочинять события, которые могли бы произойти или произошли с наблюдаемыми явлениями и объектами, умению вообразить, что было бы».
- активизирую образный словарь, предлагаю образцы речевых высказываний, поэтических описаний, варианты использования различных образных средств языка;
- заинтересовываю детей образных средств языка, побуждаю их к высказыванию об увиденном.

 

 

 

 

Наш адрес:

МАДОУ ЦРР - д/с №2 "Ромашка"

Адрес: 399850, Россия, Липецкая обл. г.Данков, ул. Мичурина, д.11/1


Телефон: 6-40-61

E-mail: dsromawka@yandex.ru

 

Создать бесплатный сайт с uCoz